В программе 1С:Управление нашей фирмой (УНФ) предусмотрены инструменты для управления всеми этапами производственного цикла: от планирования и выпуска продукции до расчета её себестоимости. В данной статье представлен пример выпуска готового изделия, включающего производство деталей на предприятии. Учтены действия мастера, связанные с изготовлением, сборкой и упаковкой, а также распределение всех расходов на себестоимость конечной продукции.
Настройка функционала
Для корректного учета необходимо активировать соответствующие настройки. Они находятся в разделе «Настройки» → «Еще больше возможностей» на вкладках «Производство», «Работы» и «Персонал».
Настройки раздела «Производство»:
- Включите переключатель «Планирование и учет производственной деятельности».
- Установите способ распределения материалов: автоматически.
- Активируйте флажок «Технологические операции».
- Установите флажок «Планирование операций заказом на производство».
- Задайте способ расчета стоимости операций по умолчанию: по норме времени.
Настройки раздела «Работы»:
- Активируйте «Выполнение работ и оказание услуг».
Настройки раздела «Персонал»:
- Включите «Управление персоналом, начисление зарплаты».
Ввод номенклатуры
Прежде чем приступить к работе, необходимо внести в программу номенклатуру для всех материалов, деталей, операций и основного изделия.
Пример основного изделия и его деталей: «Стол кухонный», «Ножка стола», «Столешница». Для них устанавливается тип «Запас».
Заполнение реквизитов можно ограничить минимально необходимыми: наименование и тип. Для реквизита «Способ пополнения» выберите значение «Производство».
При этом на вкладке «Счета учета» автоматически устанавливается счет «Незавершенное производство», что обеспечит корректный учет затрат, включая расходы на работу специалистов, в себестоимости готовой продукции и комплектующих.
Деревянный брус, Мебельный щит – тип «Запас», способ пополнения – «Закупка».
Операции:
Сборка и упаковка, Изготовление деталей – тип «Операция».
Спецификация для деталей
Сначала необходимо ввести спецификации для ножек и столешницы, включая соответствующие материалы и операции.
Таблица «Состав» для столешницы. Столешница изготавливается из одного мебельного щита:
Тип строки – материал
Номенклатура – Мебельный щит
Количество – 1
Доля стоимости – 1
Количество продукции – 1

При выборе номенклатуры система автоматически устанавливает фильтр «В наличии». Если нужного материала нет в наличии, фильтр можно отключить и выбрать необходимый материал вручную.

В данном примере таблица «Операции» содержит единственную операцию — «Изготовление деталей».
- Операция: Изготовление деталей
- Норма времени: 3 часа
- Количество продукции: 1 единица
Для элемента «Ножка стола» необходимо аналогично заполнить соответствующие вкладки:
- Состав: Материал – «Деревянный брус»
- Операции: Добавить операцию «Изготовление деталей»
- Норма времени: 1 час на изготовление одной ножки
Спецификация для изделия
Далее необходимо создать спецификацию для изделия «Стол кухонный».В таблице «Состав» все строки с деталями имеют тип «Сборка», при этом соответствующие спецификации будут подставлены автоматически.
На вкладке «Операции» необходимо добавить строку с операцией «Сборка и упаковка», указав норму времени – 1 час.
Производственный процесс
Оформление производства начинается с заказа клиента на готовое изделие. Все последующие документы формируются на его основании.
Материалы для изготовления деталей закуплены заранее, их суммарная стоимость составляет 14 000 руб.
Заказ клиента
В заказе клиента указывается:
- Товар: «Стол кухонный»
- Количество: 1 шт.
- Стоимость: 30 000 руб.
Формирование заказа на производство
На основании заказа клиента создается документ «Заказ на производство» (через опцию «Создать на основании»).
При этом вкладки «Продукция», «Материалы» и «Операции» заполняются автоматически на основе спецификации.
На основании созданного заказа на производство необходимо сформировать еще один заказ для изготовления деталей. Все вкладки в нем заполняются автоматически.
Оформление сдельного наряда
Для учета выполненных работ создается сдельный наряд, который отражает деятельность мастера.
- В заголовке указывается сотрудник, выполняющий работу.
- В таблице наряда фиксируется:
- Фактическое время выполнения заказа
- Стоимость нормо-часа
- Итоговая сумма оплаты за работу
После завершения работ сдельный наряд переводится в статус «Закрыт», что приводит к начислению заработной платы сотруднику, а также учету стоимости выполненных работ в себестоимости деталей.
Аналогично оформляется сдельный наряд на основании заказа на производство готового изделия.
Общая стоимость работ мастера по обоим нарядам составила 8 000 руб.
Выпуск продукции
Далее выполняется выпуск продукции. Процесс производится в два этапа с использованием документа «Производство».
Для удобства можно воспользоваться рабочим местом в подсистеме «Производство» → раздел «Производство».
- На вкладке «Заказы на производство» отображаются все активные заказы со статусом «В работе».
- Выделив их, необходимо нажать «Оформить производство».
- В результате на вкладке «Производство» появятся два документа в статусе не проведен:
- Первый документ – выпуск деталей (в примере они приходуются на основной склад, откуда затем будут использованы для сборки).
- Второй документ – выпуск готового изделия.
Сначала необходимо провести выпуск деталей, после чего выполнить выпуск основного продукта.
После выпуска деталей необходимо провести документ о выпуске готового изделия, приходуя его на основной склад.
Теперь стол полностью готов к продаже.
Для оформления отгрузки на основании документа «Производство» создается «Расходная накладная», фиксирующая передачу изделия покупателю.
Отчеты и расчет себестоимости
Для точного расчета себестоимости необходимо выполнить закрытие месяца:
- Раздел «Компания» → «Закрытие месяца»
После этого можно проанализировать себестоимость изделия в отчетах:
- «Валовая прибыль»
- «Себестоимость»

В данной статье рассмотрены ключевые возможности 1С:УНФ для учета производственных операций. Программа позволяет оформлять документы по выпуску продукции с автоматическим расчетом себестоимости, учитывая стоимость закупленных материалов и затраты на оплату труда специалистов.
Кроме описанных инструментов, в 1С:УНФ предусмотрено множество дополнительных функций, обеспечивающих детальный контроль и планирование производственного процесса.